Ремонт и отделка квартир
Дизайн интерьера

История псевдорусского стиля в архитектуре Санкт-Петербурга

История псевдорусского стиля в архитектуре Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург считается самым европейским городом России не только из-за своего географического расположения. На протяжении веков его застраивали в европейском стиле архитекторы, предпочитавшие ориентироваться на лучшие разработки западных зодчих. Однако некоторые задумки, находившие применение в других русских городах, также находили применение и в Петербурге.

С восшествием на престол Александра Третьего, считавшегося ярым сторонником развития национальной идеи в Российской Империи, искусствоведы, художники, скульпторы и архитекторы увлеклись идеей передачи в архитектуре страны национальных мотивов. Многочисленные статьи, издававшиеся на искусствоведческие темы, содержали большое количество критики в адрес тогдашних градостроителей. Критика указывала на недопустимость слепого копирования европейской модели архитектуры и предлагала обратиться к народным корням.

Заимствования для архитектуры второй четверти 19 века велись преимущественно из архитектуры Москвы и Ярославля 16-17 веков. Эти мотивы начали использовать не только архитекторы Москвы, но и застройщики Петербурга. Повсюду появлялись здания с обилием колонн-кубышек, сводчатых окон, резным узорочьем, напоминающими древнерусские терема. Таким образом архитекторы пытались воплотить в камне словесную формулу «православие, самодержавие, народность».

Больше всего запомнился попытками перенести московско-ярославские мотивы на петербургскую почву архитектор Басин, построивший на площади Островского собственный доходный дом по своему макету. Как и все здания, выстроенные в псевдорусском стиле, этот дом являл собой достаточно громоздкое и переполненное мелкими деталями здание песочно-розового цвета. Это здание немедленно начали критиковать за то, что оно не вписалось в уже сложившийся ансамбль площади, застроенной зданиями в стиле классицизм. Обилие мелких деталей, дробность силуэта категорически не подходили для жилого дома. Многие критики презрительно окрестили этот дом «петушиным».

Критики утверждали, что использование псевдорусского стиля вредит Петербургу. Многие предлагали вернуться к прежним стилям для застройки города, другие стали работать над созданием стиля, который мог выразить народный дух, но не нарушить архитектурной гармонии Петербурга.

Таким стилем стал неорусский, являвшийся по сути частью национального русского романтизма. Ведущими архитекторами этого направления стали Сергей Кричинский и Алексей Щусев. Они решили, что для передачи русского духа в архитектуре больше подходят образцы, созданные в Новгороде и Пскове, а применяться они должны для постройки храмов, а не жилых домов.

Таким образом в Петербурге возвели несколько церквей, которым присущи свободные формы северного русского зодчества, с белёными стенами, открытыми плоскостями без излишеств, высоким и чётким силуэтом. До наших дней уцелели и были отреставрированы Старообрядческая церковь и огромный соборный комплекс Фёдоровского собора с имитацией новгородских крепостных стен в Товарном переулке.

Прекрасным примером переноса древнерусского стиля на петербургскую почву стала церковь Спас-на-водах на территории Адмиралтейских верфей. Своими воздушными шатровыми формами она передавала дух владимирской церкви Покрова на Нерли.

Эти строения не только имеют лаконичное решение. Они спроектированы в достаточно свободном стиле. При постройке архитекторы ориентировались на заполнение пространства при помощи использования свободной компоновки объёма, как это и предполагал уже сложившийся стиль национального романтизма.

Не все культовые постройки, выстроенный в этом стиле, уцелели после революции, однако по оставшимся примером можно оценить высоту творческого замысла архитекторов, сумевших отразить очарование псевдорусского стиля в застройке Петербурга.

Здравствуйте! Укажите Ваши имя и телефон, и мы свяжется с Вами, чтобы согласовать удобное для Вас время проведения замера.